Музыкальная терапия. Антропософский подход

Музыкальная терапия для младенцев и малышей (Практика МТ)

Автор: Моника Биссеггер

Маленькие дети в возрасте от 0 до 3 лет могут проходить музыкальную терапию амбулаторно или стационарно. В стационарных условиях музыкальная терапия является частью общей концепции лечения. Это может включать медикаментозное лечение, беседы с врачом, уход за больными, наружные применения, консультации медсестер, индивидуальное лечение для особых нужд, консультации для особых нужд, ритмический массаж, эвритмическую терапию, музыкальную терапию и терапию цветным светом. Из этого ассортимента предложений выбирается конкретное лечение для конкретного ребенка.

За детьми присматривают их матери (или отцы, находящиеся в отделении для родителей и детей). Многие матери страдают от сильного истощения. Иногда необходимо одновременное психосоматическое лечение.

Медицинские показания к музыкальной терапии для младенцев и малышей

  • Состояние после преждевременных родов
  • Нейродермит
  • Расстройства аутистического спектра
  • Задержка в развитии языка
  • Проблемы с регуляцией в раннем детстве, например, чрезмерный плач, нарушения сна, нарушения питания и питания, нарушения самоуспокоения, нарушения взаимодействия

Пострадавшие младенцы и малыши часто выглядят довольно взволнованными. У многих возросла потребность в переезде. Их напряжение в теле может быть высоким или низким, поэтому они не находятся в равновесии. Многие кажутся легко раздражающимися. Их восприятие внешнего мира может быть преувеличенным в одном смысле и недостаточно развитым в других. Таким детям труднее обрести внутренний покой.

Музыкальная терапия

Чувство безопасности и защищенности является решающей отправной точкой для дальнейшего развития и является приоритетом в музыкальной терапии для маленьких детей. Часто такие чувства недостаточно развиты из-за переживаний во время беременности, родов или первого периода развития после родов. Именно из чувства безопасности и защищенности маленькие дети могут инициировать тихие и самостоятельные действия, ведущие к самопознанию и открытию мира.

Звуки имеют решающее значение в музыкальной терапии. Они могут сразу же усилить чувство безопасности и защищенности. Они могут создать настроение спокойствия и фамильярности. Они могут создавать пространство звуков, в котором можно находиться. Младенцы и малыши вступают в прямую связь с этими звуками. Они могут удивиться, успокоиться, а затем начать исследовать и открывать.

То, как воспроизводятся звуки для младенцев и малышей, имеет большое значение. Звуки начинаются, если это возможно, когда ребенок готов и способен их воспринимать и обрабатывать. Мы тщательно инициируем звуки, чтобы они не прозвучали внезапно и неподготовленно. Они однотонные, довольно легкие и тихие, с минимальной динамикой и агогикой. Каждое звуковое впечатление требует определенного времени для обработки, которое мы должны точно воспринимать. Мы по возможности избегаем дублирования впечатлений.

Позиция музыкального терапевта, как правило, пассивна, с целью создания защищенного пространства для ребенка, в котором он может развернуть свою собственную деятельность. Маленький ребенок нуждается в безраздельном, постоянном внимании и преданности в очень высокой степени. Это дает ей ощущение безопасности и защищенности и позволяет ей спокойно начать свою собственную деятельность. Ее поддерживают в том, чтобы прийти в себя, позволяя ей начать свободно действовать вне себя. Таким образом, отношение терапевта характеризуется постоянным и безопасным контактом с ребенком или малышом. Мы сдерживаем наши собственные ожидания, надежды, желания, беспокойство, эйфорию и энтузиазм. Мы заменяем их внутренним покоем, тихой радостью, уверенностью и доверием. При работе с детьми старшего возраста и взрослыми отношение музыкального терапевта может быть гораздо более активным. Тогда он поддерживает и поддерживает, но в то же время уравновешивает, импульсивен, ведет диалог, задает вопросы, отражает и т. Д. Маленьким детям в первую очередь нужно место – внутреннее и внешнее – чтобы выйти из себя и начать развиваться.

Для них терапия характеризуется повторением . Маленький ребенок чувствует себя в безопасности, когда он или она знает, что его ждет. Исходя из этой безопасности и близости, она может начать свои собственные, соответствующие действия. Повторение также можно увидеть в дизайне терапевтического кабинета. Терапевтическая ситуация остается постоянной. Например, один и тот же музыкальный инструмент всегда лежит наготове. Повторение проявляется в последовательности терапии, то есть в последовательности используемых музыкальных инструментов и связанных с ними музыкальных мотивов, мелодий или песен. Небольшие музыкальные вариации могут быть использованы для реагирования на сиюминутную ситуацию ребенка в заданных рамках. Мы можем петь или играть немного громче или мягче, немного медленнее или быстрее. Мы можем просто кратко коснуться одного инструмента, дольше останавливаясь на другом. Эта деятельность по адаптации происходит в каждый момент и требует точного, тщательного наблюдения за ребенком. Мы тщательно учитываем и включаем в процесс собственные вокальные и фонетические звуки ребенка.

Последовательность терапии

Матери (иногда отцы) участвуют в музыкальной терапии своего ребенка. Маленькие дети сидят на коленях у матери, дети постарше сидят на одеяле на полу, а детям постарше дают маленький стул за маленьким столом (образуя центральную точку в большой терапевтической комнате).

В стационарных условиях проводится 5 сеансов музыкальной терапии в неделю, всегда в одно и то же время, предпочтительно ранним утром. В амбулаторных условиях младенцы и малыши приходят на музыкальную терапию один раз в неделю (на 10-12 сеансов).

Отправной точкой для музыкальной терапии в начале лечения часто является беспокойный ребенок и измученная, иногда отчаявшаяся мать. Таким образом, перед началом терапии мы уделяем время поддерживающей короткой беседе с матерью. Как прошла ночь? Что помогло? Как поживает мать? Возможность пообщаться успокаивает и успокаивает ее. Как только ее ребенок проявляет признаки восприимчивости, он или она получает все внимание. Лечение начинается.

Спектр терапии полностью адаптирован к ребенку и его или ее соответствующему состоянию. Ребенка встречают на периферии и приводят к концентрации. Отдельные станции на пути могут быть очень короткими или слегка удлиненными. Мы открываем мир звуков, осторожно и легко. Звук становится более плотным, более прямым и более мощным. Может быть, будет добавлено движение в пространстве. Затем звук снова расширяется, снова становясь легким и периферийным. Ребенок освобождается от концентрации.

Музыкальные инструменты

Мы выбираем музыкальные инструменты, которые довольно малы, звучат как можно выше и как можно прямее, то есть те, которые можно заставить звучать напрямую. Легкий, довольно тихий звук детской арфы, маленькой кантеле или сказочной арфы подходит для начала

Медные колокольчики, тарелки и клавесины сжимают звук. Ребенок берет в руку только одну тарелку и касается ею тарелки терапевта. Клавесины играют пальцами; дети постарше играют молотком.

Fig. 3: Copper bell © Monica Bissegger

Fig. 4: Cymbals © Monica Bissegger

Fig. 5: Claves © Monica Bissegger

Может быть, придет карлик или маленькие животные соберутся под деревом (на столе). За этим могут последовать “шепчущие деревянные палочки” (резные деревянные палочки, подвешенные к более крупной деревянной палочке). Или с помощью бубна. Мы заканчиваем звуками колокольчиков, английских колокольчиков или медных колокольчиков , делая акцент на том, чтобы слушать как можно больше. Звук снова усиливается

Наш певческий голос сопровождает инструментальные звуки, скорее всего, напеваемые для маленьких детей, и поющие простые песни для старших. Наш голос легкий и обволакивающий, с упругим напряжением, и течет вместе с нашим дыханием. Ребенка можно вести и сопровождать нашим певучим голосом. Ребенок чувствует, что его воспринимают. Создается атмосфера покоя, тепла и безопасности. В то же время ребенка стимулируют также издавать вокальные звуки. Как только раздаются такие звуки, им нужно свое собственное пространство. Только когда они закончены, мы воспринимаем их, интегрируем и, таким образом, отражаем их как “услышанные”.

Наша речь мелодична и ритмична. Чем меньше он нужен и чем больше его можно заменить музыкальными звуками и нашим певческим голосом, тем спокойнее становится ребенок.

Музыка

Музыка подобрана так, чтобы она подходила маленькому ребенку. Он используется для создания пространства безопасности. Младенцы и малыши все еще довольно открыты, но также уязвимы. Сенсорные впечатления оказывают сильное воздействие, даже воздействуя на ребенка физически. Примером инструмента, который можно использовать для создания звуков, наиболее подходящих для маленьких детей, является детская арфа, небольшой струнный инструмент (Choroi) (1).

Детская арфа была разработана для маленьких детей (2). У него открытое тело. Его звук периферийный, тихий и прекрасный. Его семь струн настроены по пентатонической шкале от d’ до e’ чистыми пятыми долями вокруг центральной ноты a’ (d’ – e’ – g’ – a’ – h’ – d’ – e’), без полутонов. Целое включает в себя двойную пятую часть. Если пять нот B – E – A – D – G круга пятых выстроены в виде пятых в порядке убывания, начиная с самой яркой ноты из всех корневых нот (Си мажор, с пятью диезами), и если две внешние ноты b’ и g сдвинуты в октаву с одной строкой, получается последовательность нисходящих тонов e’ – b’ – a’ – g’ – d’. Если ноты d’ и e’ транспонированы на октаву, и все это воспроизводится как последовательность восходящих тонов, d’ – e’ – g’ – a’ – b’ – d’ – e’, то это ноты детской арфы.

Пентатоническая шкала позволяет нам воспроизводить мотивы и мелодии в “настроении пятого” (3, 4). Настроение пятого имеет плавающее, легкое и атмосферное качество. Колебания тонов вокруг среднего тона передают эти качества. Интервалы вокруг центрального тона a’ одинаковы вверх и вниз. Это создает абсолютное равновесие, абсолютное равновесие. Двойная пятая соответствует тональному пространству девятой. Здесь тоже можно ощутить легкость и пространство вокруг. Это не полярность с тонической нотой и октавой, которая преобладает, как в диатонической гамме, а кружение вокруг середины и, следовательно, единство.

Чем меньше ребенок, тем проще мы сохраняем мотивы и мелодии . Например, мы можем сыграть песню только с нотами пятой (5). Темп, скорее всего, будет спокойным, но он также может немного ускориться для ребенка, который может ходить, чтобы удовлетворить его или ее радость в движении. Ритм и ритм еще не вышли на передний план. Необходимо лишь умеренное использование динамики и агогики. Внутреннее равновесие поддерживается во всем.

Пример пациента

Маленькому Д. 1 год и 8 месяцев. Она приходит в клинику с расстройством питания и пищевого поведения. На данный момент она весит 8 кг. Д. ест только определенные продукты очень нерегулярно и часто совсем не ест. Ее основная еда обеспечивается на ночь бутылочкой с антирефлюксом, распределенной по трем точкам времени.

Д. родился на 38-й неделе +5 дней беременности путем экстренного кесарева сечения от предлежания головного мозга, вес при рождении 2500 г. Ее пуповина оборвалась. Ее брюшная стенка была закрыта на 10-й день жизни. Порок сердца (дефект межжелудочковой перегородки) был прооперирован, когда ей было 13 месяцев. Поскольку она не процветала, через 6 месяцев была помещена и удалена трубка для желудка.

Д. очень бодр, внимателен и общителен. Она выглядит очень хрупкой, ее походка немного неуклюжа. Она кружится по комнате музыкальной терапии, на мгновение прикасаясь ко всем инструментам, до которых может дотянуться. Она не хочет садиться и всегда остается в движении. Терапевт и мать сидят за маленьким столиком. Там есть стул, готовый для Д. Слышны маленькие волшебные арфы и медный колокольчик. Приносят маленькую утку. Звучит бубен. Колокола звонят последними.

Вначале кажется, что Д. не осознает, что терапевт играет и поет для нее. Она подходит совсем ненадолго, прикасается к инструменту и снова двигается по периметру. Единственное, что мы делаем вместе, – это убираем маленькие стулья и стол. Д. очень рад помочь.

В течение следующих нескольких сеансов все больше развивается общее звуковое пространство. Д. останавливается, прислушивается к звуку, смотрит в глаза и улыбается. Затем она начинает останавливаться у маленького столика, брать инструмент и пробовать его. Она быстро схватывает последовательность событий, которые будут происходить на каждом сеансе. Она становится все более и более заинтересованной в том, чтобы расставлять инструменты по местам на полке, когда приходит время прибираться. Вскоре она играет на каждом инструменте коротко по одному разу, стоя, а затем снова уходит. Все больше и больше развивается чувство совместной работы, и вскоре после этого она пытается сесть на маленький стульчик, послушать и присоединиться.

Терапевтические результаты: Д. смог постепенно освоиться с ситуацией. Она чувствовала себя все более и более комфортно и, таким образом, становилась спокойнее. Пространство звука вокруг нее обеспечивало ей безопасность и стабильность. Это переживание “окутанности” звуком, казалось, было решающим моментом в терапии. Ее затерянность на периферии все чаще может быть заменена ее отношением к общей ситуации. С вновь обретенным чувством внутреннего покоя она могла начать свою собственную активную игру.

Во время своего двухнедельного пребывания в стационаре Д. регулярно получала три основных приема пищи и, по мере прогрессирования лечения, два перекуса между приемами пищи. Появилась возможность расширить ассортимент продуктов питания. Вечером Д. взял бутылку, на ночь больше не ел. Она все чаще могла спать по ночам. Во время еды она иногда демонстрировала очень хорошее пищевое поведение. Спокойная атмосфера за столом и возбуждение со стороны других детей явно усилили интерес Д. к еде. Кроме того, она получила эмброкации Солума, компрессы с маслом тысячелистника, компресс с мазью для сердца и питательные ванны с розовым маслом. Она также получала индивидуальную терапию для особых потребностей и терапию эвритмией. Д. была выписана в амбулаторное отделение в хорошем общем состоянии.

Библиография

1 См. также: www.choroi.org

2 Лайер М., Бейлхарц Г. Киндерхарфе шпильен. Anregungen für Eltern und Erzieherinnen. Вайльхайм/Тек: Издание Бингенхайм; 2009.

3 Штайнер Р. Das Wesen des Musikalischen und das Tonerlebnis im Menschen. GA 283. 5-е изд. Дорнах: Рудольф Штайнер Верлаг; 1989. Перевод на английский: Штайнер Р., Вольсин (ред.). Внутренняя природа музыки и переживание тона. Великий Баррингтон: SteinerBooks; 2015.

4 Гейпель Дж. Курццайтиге Эффект живой геспилтер пентатонишер Музыка на физиологическом и верхнебезогеновом параметре bei Neugeborenen unter Фототерапия. Магистерская диссертация (Музыкальная терапия). SRH Университет Гейдельберга; 2013.

5 Эллерсиек Э. Wiegen – und Ruhelieder в Квинтенстиммунге. Штутгарт: Verlag Freies Geistesleben; 2001.