Музыкальная терапия. Антропософский подход

РИТМ И ТАКТ. ОСНОВЫ АНТРОПОСОФСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Статья знакомит с основами антропософской музыкальной терапии. В ней описан принцип триединства человека, опираясь на который терапевт диагностирует пациента, ищет соответствующие средства помощи. Раскрыта особенная роль ритма в оздоровлении человека. Приведены примеры терапевтического воздействия музыкальных средств в работе с дисгармоничным состоянием человека.

АВТОР: СТЕПАНОВА ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА

Музыкальный терапевт, лечебный педагог, благотворительное учреждение “Центр социальной реабилитации “Турмалин””, Москва
e-mail: tks1955@yandex.ru

STEPANOVA TATYANA KONSTANTINOVNA

Music therapist, curative teacher, charitable institution “Center for Social Rehabilitation “Turmalin””, Moscow; e-mail: tks1955@yandex.ru

  BASES OF ANTHROPOSOPHIC MUSIC THERAPY. RHYTHM AND BEAT

The article introduces the basics of anthroposophic music therapy. It describes the principle of the trinity of man, based on which the therapist diagnoses the patient, looking for appropriate means of assistance. The special role of rhythm in the healing of a person is revealed. Examples of the therapeutic effect of musical means in working with a disharmonic state of a person are given.

Музыка и человек

На вопрос, где в человеке живет музыка, люди, как правило, указывая рукой на грудь, говорят: “В душе, в сердце”. Прикладывая руку к груди, человек говорит о себе “Я”, просит прощения или благодарит. Здесь живет то, что люди называют ” совесть” – личностное ядро человека, исток его духовного начала. Антропософская антропология, опираясь на принцип триединства, рассматривает человека как целостность духа, души и тела. Область души, находясь между духом и телом человека, способна стать посредником между этими сферами. Такая способность обуславливает целительные силы души.

Душевно триединство человека проявляется в способности мыслить, чувствовать и активно действовать, то есть проявлять волю. Душа, как область чувств, является истоком музыкальности человека. В музыке триединство проявляется в трех основных ее составляющих: мелодии, гармонии, ритме. “Сегодня средоточием музыки является гармония. Гармоническое непосредственно захватывает чувства человека. Чувство, собственно, является тем, что находится в центре целостного переживания человека.” (Р. Штайнер).

Однако человек может музыкально пережить и мыслительный процесс и волевой акт. Непросто описать суть музыкального мышления с помощью понятий, присущих привычному нам логическому, абстрактному мышлению. Но люди способны “говорить” на музыкальном языке и понимать друг друга, переживая тонкость мелодической интонации. В мелодии, в пении мы ясно это ощущаем. По словам Рудольфа Штайнера, «переживание мелодии имеет особое значение для человека, поскольку оно является тем, что делает его голову доступной чувству. Благодаря мелодии человек в известном смысле перемещает сердце в голову.”

 Связь музыки с волей, то есть активным движением, очевидна. Можно сказать, что музыка есть преобразованное движение, а движение, танец – видимая музыка. Здесь особенно проявляет себя ритмическая составляющая музыки: метроритм, такт, темп. Рудольф Штайнер так говорит об этих связях: “Ритмический элемент является тем, что, собственно, вызывает музыку, поскольку он родственен волевой природе, и человек должен внутренне задействовать волю, если он хочет пережить музыку.”

 Итак, чувство с помощью мелодии поднимается в связанную с мышлением область представлений,  а ритм несет гармонию в волевую сферу, оставаясь при этом подлинным чувством. Таким образом возникает музыкальный ландшафт в человеческой душе.

Телесная трехчленность человека

Триединство человека зримо проявляется в его физическом теле, что мы можем обнаружить посредством наших органов чувств. Мы обращаем внимание на голову, царственно покоящуюся на плечах и отделенную шеей от остального тела, мы видим конечности, слуг нашей воли и туловище, разделенное диафрагмой пополам на различные области: брюшную с внутренними органами метаболизма, и грудную, защищенную грудной клеткой.

Обратим внимание на грудь. Эта область – середина, центр человека. Физически в груди расположены главные органы, связанные с ритмом: сердце и легкие. Находятся они между двумя полюсами: нервно-чувственным полюсом, расположенным в голове человека, и нижним полюсом, связанным с конечностями и органами метаболизма. Находясь в средине человеческого тела, сердце и легкие уравновешивают противоположные тенденции полюсов. Гармонизируя воздействия жизненных потоков в организме, они оздоравливают человека. Область груди является ритмическим центром человека.

«Ритм как струящаяся жизнь»

Что есть ритм? В переводе с греческого языка слово “ритм” (ритмус) означает “течь”, текучесть. Плавность, текучесть – свойства, присущие воде, основной жизненной стихии, связанной со временем. Жизнь – процесс, процесс ритмичный. Постоянно обновляющееся, не останавливающееся ни на минуту течение жизни есть противоположность смерти, девиз которой: «Никаких изменений!»  Время есть условие самой земной жизни. Музыка – искусство временнОе, существующее во времени. “Самая общая метафора музыки это все же не архитектура, а река. Во многих культурах река служит архетипическим символом времени” (Г. Орлов). «Ритм как струящаяся жизнь» – это определение (вслед за древними философами) дал ритму Хайнер Руланд. Для современного человека такое определение ритма кажется неожиданным. Сейчас с понятием “ритм” связано, скорее, четкое и равномерное (как тикающие часы) членение времени, присущее такту, режиму, распорядку. Привыкшие мыслить дуально, современные люди противопоставляют жесткому ритму хаос. Упорядоченной структуре противопоставляется беспорядок и разрушение. Зерно правды в такой картине, конечно, есть, однако взгляд этот односторонний и неполный. Если посмотреть на это явление с позиции триединства, то можно увидеть, что живой ритм является серединой, посредником между хаосом и мертвым тактом (жестким режимом). Гибкий, текучий ритм, находясь в состоянии динамического равновесия между хаосом и тактом, несет человеку жизнь и здоровье. Нарушения ритма в ту или иную сторону говорят о нездоровье. Все мы знаем, как опасна сердечная аритмия для человека, но абсолютно ровный, четкий пульс сердца тоже является зловещим сигналом для врачей. Интересно, что в современной музыке мы можем наблюдать проявление таких же полярных тенденций: болезненная аритмичность в академической музыке и механический такт в массовой. Эти нездоровые тенденции говорят о дисгармонии, о болезненном душевном состоянии наших современников. О причинах такого явления мы расскажем ниже.

Основные жизненные процессы в ритмической системе

В самой ритмической системе заложена полярность, два различных ритмических процесса: дыхание и пульсация. От их гармоничного взаимодействия зависит душевное и телесное здоровье человека.

Дыхание — это основной жизненный процесс. С первым вдохом человек входит в земную жизнь, становится человеком земли, с последним выдохом покидает ее. Посредством дыхания человек связывается с окружающим миром. Ритм дыхания довольно плавный, свободный, без резких остановок и ускорений. Он устанавливается постепенно. Прерывистое дыхание младенца часто тревожит мать. Младенец нуждается в живой гибкой ритмичности. Легкое покачивание, люлька, качели, колыбельные песни – все это необходимо детям для вхождения в земной ритм. Песни, особенно колыбельные, пестушки, подвижные игры являются основой здорового развития ребенка. Раньше это интуитивно (точнее, инстинктивно) знали матери и бабушки. В наше время люди должны помогать детям осознанно. Сочетание пения, основанного на респираторном ритме, с плавными волнообразными движениями тела уравновешивает и успокаивает человека. А пружинистый ритм прыжков, хлопков, подбрасываний радует, пробуждает, но, порой, слишком возбуждает ребенка. Эти две тенденции до определенного времени развиваются независимо друг от друга. Сознание ребенка –  грезящее, “сказочное” (его еще можно назвать мифологическим) не должно быть пробуждено взрослыми слишком рано, чему может способствовать не только раннее интеллектуальное развитие, но и акцентированная гармоническая музыка. Радостная пульсация, сопровождающаяся спонтанными движениями, не осознается маленьким человеком. “Определенный внутренний ритм переживается ребенком уже очень рано. Однако помимо этого инстинктивно переживаемого ритма, переживанием ритма в инструментальной музыке ребенка следовало бы “мучить” только начиная с девятого года жизни” (Р. Штайнер).  Именно в этом возрасте, примерно в 9–10 лет у здоровых детей устанавливается соотношение дыхания к пульсу 1:4. Музыкально это проявляется в столь привычных для нас четырехтактных фразах. Сочетание мелодии с ритмичной пульсацией в басах поддерживается, как правило, гармоническим сопровождением. Возникает то самое триединство мелодии, гармонии и ритма, являющее собой глубокое погружение музыки в плотную твердь земли. Как в развитии ребенка такое “приземление” происходит постепенно, так и в развитии музыкального искусства долгая история предшествует классической форме. От монодии к полифонии, от полифонии к гомофонно-гармоническому стилю проходят века становления музыкального языка, привычного нашим современникам. И, естественно, на этом этапе развитие музыки не заканчивается.

Связь с музыкой основных жизненных ритмов

Дыхание и пульс в человеческом организме соответствуют мелодической фразировке и такту в музыке. Музыкальная фраза, прежде всего вокальная, певческая, связана с дыханием. Мелодия естественным образом членится на фразы с цезурами между ними. Мелодия же есть “музыкальная мысль, выраженная одноголосно”. С дыханием связана и наша речь, речевая интонация. Дыхание – процесс более осознанный, чем сердцебиение, пульс. В отличие от пульса, мы можем сознательно контролировать свое дыхание. Осмысленные интонации, цезуры (музыкальные знаки препинания), слова песни раскрывают природу мелодии как выражения мыслительного процесса. Свободный, не связанный с тактом респираторный ритм присущ церковным распевам, раннехристианским песнопениям и протяжным народным песням. Музыковеды считают его более древним, хотя фольлорная традиция ритмичных хороводов и плясок уходят корнями в глубокую древность.  Такой взгляд, как мне кажется, связан с тем, что ранние музыкальные записи, как и записи речи, появились впервые в религиозной культуре, в церковных книгах, где они записывались специальными знаками: невмами или крюками, фиксирующими мелодическую интонацию.

Сердечный ритм, пульсация – внутренний процесс. Пульсация возникает, когда поток крови сдерживается, запруживается сердцем, из-за чего возникает давление, накапливается сила, выбрасывающая кровь по сосудам, пронизывающим весь организм человека. Горячая кровь согревает всего человека, привносит энергию, волевой импульс в конечности, в область движения: в ходьбу, танец, марш. Не случайно в прежние времена темп музыки определялся пульсом. Такт (прикосновение) проявляется в акцентировании его сильной доли. В музыке пульсация непосредственно связана с тактом. Тактовая черта появилась в нотах примерно в то же время, когда в академической музыке стала развиваться тенденция многоголосия и появилась потребность в упорядочивании голосов. Задолго до этого в народной музыке пульсация естественным образом жила в плясках, подвижных хороводах. Пульсирующий ритм вызывает радостное настроение, возбуждает, согревает, но порой и перевозбуждает человека. Как замечают лечебные педагоги (конечно, не только они): “Движение – мать радости”. В работе с парализованными детьми (с ДЦП) музыкальная пульсация особенно важна. Вызывают удивление свободные движения неподвижных до того конечностей ребенка, которые возникают в ответ на музыку, пение.

Ритм и такт в терапевтическом процессе

“Вся ритмическая жизнь покоится на таинственной взаимосвязи дыхания с движением сердца, с циркуляцией крови. Таким образом, можно сказать: в то время как благодаря потоку дыхания, мелодия от сердца переносится в направлении головы, ритм струится на волнах циркуляции крови от сердца в конечности, обретая себя в конечностях как волю. Итак вы можете видеть, что музыкальное, собственно, заполняет всего человека”(Р. Штайнер). Слова Р. Штайнера вдохновляют терапевтов, и подтверждаются на практике.  Это признают музыкальные терапевты различных направлений. Тонизирующий или, наоборот, релаксирующий эффект музыки в настоящее время не вызывает сомнений. Немецкий музыкальный терапевт Г-Г Декер-Фойгт составил таблицу музыкальных элементов, присущих эрготропной (возбуждающей) и трофотропной (успокаивающей) музыке. Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки разного характера он объясняет ее воздействием на вегетативную нервную систему: симпатическую и парасимпатическую.

Эмпатически настраиваясь на пациента,  терапевт ищет ближайшую область взаимодействия с ним. Часто это происходит благодаря внимательному отношению к дыханию. По словам опытных музыкальных терапевтов: “Дыхание – врата музыкальной терапии”. Как и любой жизненный процесс, дыхание может быть сдвинуто к одному из полюсов, вызывая дисгармонию. Дыхание может “застревать”, задерживаться как на вдохе, так и на выдохе. Если мы обратим внимание на особенность дыхания испуганного человека, пережившего шок, боль, то мы заметим, как он застывает на вдохе, быстром и поверхностном. Такая реакция может перейти в привычное состояние тревоги. Об этом нам говорят поднятые плечи, холодные руки, широко открытые глаза. Для настоящего времени состояние возбуждения, тревоги и страха, к сожалению, не редкость. Музыкальная терапия может предложить ряд средств, компенсирующих данные нарушения. Это и вокальная терапия, и двигательно-ритмические упражнения, и осознанно подобранные музыкальные инструменты. Особенное значение в терапевтическом процессе имеет лира, специальный инструмент, созданный в 20-е годы ХХ века для работы с детьми, нуждающимися в особом душевном подходе. Этот инструмент связан с серединой человека, с его душевной сферой чувств, доступной образному мышлению. В отличие от духовых инструментов, кажущимися (при поверхностном взгляде) предназначенными для работы с дыханием, лира не использует неуравновешенное дыхание пациента, а помогает ему опосредованно, через образ, движение и ритм освободиться от внутреннего напряжения. Спокойные мелодии в медленном темпе, в трехдольном размере, сопровождаемые плавными движениями рук, скользящими по струнам лиры (глиссандо), способствуют выдоху с последующим более глубоким вдохом, который сопровождается зевотой.

Если мы встречаемся с другой крайностью, а именно с торможением дыхательного процесса на выдохе, то замечаем несколько замутненное, сонное состояние сознания пациента. Вот здесь пробуждающее воздействие флейты будет уместно. Использование ударных инструментов, активизирующих волю, тоже оправдано в данном случае.

Каждый музыкальный инструмент таит в себе известную полярность. Очень многое зависит от тонкости и точности звукоизвлечения. Освоение музыкальных инструментов – необходимое условие образования музыкального терапевта. От него требуется не виртуозность и яркость исполнения, а чуткость и глубокое погружение в сущность каждого музыкального элемента. Это качество развивается в процессе феноменологических исследований музыкальных средств.

Феноменология, феноменологические исследования музыкальных элементов – основа осмысленного использования “музыкаментов” в антропософской  музыкальной терапии. Когда терапевт понимает глубинную суть каждого явления, он становится свободным в выборе адекватных средств  для каждого пациента. Иногда эти средства кажутся странными, неожиданными. Для их плодотворного поиска терапевту важно развить в себе эмпатию, то есть умение вчувствоваться в каждого пациента, понимать его изнутри. Рудольф Штайнер называет это чувство “исполненным любви состраданием к человеку”, подчеркивая, что здесь нет места симпатии и антипатии, которые говорят больше о самом терапевте, чем о пациенте. Научить этому через интеллект практически невозможно, но можно развить необходимую способность с помощью специальных творческих упражнений. Например, импровизация в группе, сонастройка с другим человеком.  Все это свидетельствуют о том, что музыкальная терапия – это искусство, основанное на глубоких знаниях, на умении за видимым явлением понять суть проблемы. Такое умение – основа музыкальной диагностики. Диагнозы типа РАС, ДЦП, ЗПРР очень мало могут помочь музыкальному терапевту в работе. А вот внимательное наблюдение за походкой, позой, интонацией голоса, способом звукоизвлечения на музыкальном инструменте не только расскажут о состоянии человека, но и помогут найти адекватные “музыкаменты”.

Дисгармония в окружающем мире

Внимание не только к отдельным пациентам, но и к явлениям, происходящим в окружающем нас мире, помогает понять причины многих проблем настоящего времени. Музыкальная диагностика душевного состояния наших современников неутешительна. Чтобы найти средства помощи необходимо проанализировать причины дисгармонии современного человека. Даже не говоря о сегодняшней трагедии, захватившей огромное количество людей, можно заметить особенности, всецело затронувшие человечество в ХХ и ХХI веке. За достаточно короткое время кардинально изменилась жизнь людей, их быт, окружающая людей среда. Тот объем информации, который буквально затапливает человека сегодня, не позволяет ему  справиться с ним, то есть осознать, “переварить”, освобождаясь от лишнего. В этом случае возникает перегрузка верхнего, нервно-чувственного полюса человека. Чтобы справиться с такой перегрузкой, человек прибегает к известным, но не безопасным средствам: алкоголю, никотину, наркотикам. К ним прибавляются “легкие наркотики” нового поколения: фоновая музыка, видеоигры, “залипание” в интернете – все это  еще больше нагружают нервно-чувственный полюс человека. К тому же технический прогресс старается освободить нас от необходимости активно действовать, ритмично двигаться, ходить пешком, производить простые ритмичные движения в быту. Наши любимые помощники: стиральные, посудомоечные машины, кухонные комбайны, пылесосы и т. д. освобождают нас от ритмичных движений. Нет, конечно же, дело не в том, чтобы отказаться от них, но важно понять, что лишая продуктивной и ритмичной работы наши конечности, мы лишаемся и возможности сбалансировать перегрузку нервной системы.

Особую тревогу у музыкального терапевта вызывает та музыка, которая в настоящее время окружает человека, являясь почти постоянным фоном его жизни. Как правило, люди слушают, иногда вынужденно, музыку в записи, а не в живом исполнении. Это дешево, легко, приятно. Многие испытывают потребность в постоянном музыкальном фоне, который, по их мнению, помогает отвлечься, снять нервное напряжение. Доказывать, что это не решение проблемы, здесь неуместно. Но можно предложить одно простое упражнение. Послушайте совсем небольшую музыкальную композицию в живом исполнении, без микрофонов, динамиков. А после обратите внимание на паузу, тишину, которая возникает вслед отзвучавшей музыки. Через некоторое время послушайте звукозапись и тишину после прослушивания. Ответ за вами.

Загадку музыки нашим современникам разрешить непросто. В наш век обожествления науки люди пытаются все измерить, взвесить, посчитать. Исследуют вибрации, физические качества музыкального звука – да, они есть. Исследуют физиологическое воздействие музыки на человека, и прежде всего на его мозг – да, и это важно. Но самое главное не дается в руки исследователям-материалистам, поскольку настоящая музыка, воплощаясь через физический материальный звук, имеет исток в невидимой, неслышимой, неосязаемой душевной сфере человека, в духовных глубинах человеческой культуры. И важно признать, что целительная сила музыки заключена в ее способности объединять физическую, душевную и духовную природу человека.

“Неуловимо изменчивый и тот же самый, музыкальный звук объединяет прошлое с будущим, преображая эти нереальности в реальное, длящееся настоящее.

Музыкальный звук обладает мириадами форм и красок, которые обогащают и укрепляют это обретенное настоящее. Невидимый, неосязаемый, но всепроникающий, он легко исчезает как объект, сливается с интимной внутренней жизнью каждого и продолжает жить в ней. И всякий раз, когда это происходит, музыкальный звук исцеляет, хотя бы на миг возвращая человеку внутреннюю цельность и восстанавливая его единство с миром по ту сторону различий и изменений.” Г. Орлов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вюнш, В.  Формирование человека посредством музыки / Вюнш В.;  пер. с нем. Н. Т. Григорьевой – Москва : Парсифаль, 1997 г. – 160 с. – Текст : непосредственный.

2. Кениг, К.  Развитие чувств и телесный опыт  / К. Кениг. ; пер. с нем. Б. Г. Деева, – Калуга : Духовное познание, 2002. – 168 с. – Текст : непосредственный.

3. Орлов, Генрих Древо музыки / Орлов Г. – Санкт-Петербург : “Композитор” , 2005. – 440 с. – текст непосредственный.

4. Хуземан, Армин И.,  Музыкальное строение человека / Хуземан А. И. ; пнр. с нем. Э. Атаян,  – Санкт-Петербург: Ключи 2019. – 318 с. – текст непосредственный.

5. Штайнер, Рудольф  Курс лекций по лечебной педагогике / Р. Штайнер; пер. с нем. И. Карташевой, – Киев : “Наири”, 2015. – 237 с. – текст непосредственный.

6. Штайнер, Рудольф  Сущность музыкального / Р. Штайнер ; пер. с нем. В. Симонова. – Ереван : Лонгин, 2010. – 208с. – Текст : непосредственный.

7. Ruland, H. Musik als erlebte Menschenkunde / H.Ruland. – Текст: непосредственный  // Musiktherapie in der Praxis. – Verlag Ch. Mollmann, 2016.- P. 152.