Музыкальная терапия. Антропософский подход

Музыкальная терапия боли в паллиативной помощи

Автор: Виола Хеккель

Музыкальная терапия оказалась полезной для облегчения физической и психической боли и напряжения, а также для открытия пути к внутренней уверенности в паллиативной помощи (1, 2, 3).

Болевые ощущения связаны с неким психическим онемением, которое может быть освобождено при прослушивании приятной музыки. Музыка переносит душу в другое пространство, она создает внутреннюю дистанцию и может заставить людей “забыть боль”. Это похоже на то, как если бы боль была схвачена, а затем отпущена через музыкальный опыт прослушивания. Душа чувствует себя окрепшей, становится более живой – и нередко музыка, возможно, изначально казавшаяся грустной, может затем передать чувство внутреннего комфорта. На физическом уровне человек расслабляется, что видно по чертам его лица и даже по скелетным мышцам, а также по его углубленному дыханию. Некоторые пациенты сообщают, что под влиянием музыки их тело внезапно становится “легче” и бремя боли снимается.

Переживание музыки оказывает целостное воздействие на людей. Для них важно воспринимать действительно звучащий музыкальный инструмент. Каждый человеческий тон в терапевтической встрече может быть пережит на уровне души и духа, каждая мелодия, передающая послание, наполняет душу и позволяет ей расти внутренне. Музыкальная терапия облегчает болевые симптомы и психические страдания, она создает новые перспективы.

Терапевтические рекомендации

  • Основное внимание уделяется рецептивной музыкальной терапии, то есть активному прослушиванию музыки, исполняемой терапевтом вживую и адаптированной к индивидуальной ситуации пациента. Здесь лира, особенно альтовая лира, доказала свою ценность. Он обладает четким, прозрачным и обволакивающим качеством звука. Это инструмент, который дает возможность встретиться с пациентом таким образом, чтобы успокоить, освободить, а затем оживить.
  • Лира Тао, лира бурдон и пентатонически настроенная кантеле, которые могут создавать обволакивающую атмосферу всего несколькими нотами или плавными звуками, также оказались полезными. Прослушивание низкой музыки поддерживает моменты более глубокого расслабления. Благодаря несложной игре на этих инструментах пациенту может быть предоставлена возможность участвовать в процессе терапии, подыгрывая в той мере, в какой это позволяют его или ее имеющиеся силы. На этих инструментах также можно играть, лежа в постели.
  • Больным также полезно просто слышать эти резонирующие звуки, например, когда терапевт играет на пентатонически настроенной кантеле или лире ТАО на подошвах ног пациента.
  • Другая возможность состоит в том, чтобы пациент лежал лицом вверх на инструменте “звучащая кушетка” (Клангбетт). Это особенно расслабляет, но продолжительный эффект является своего рода бодрящим. Мы используем звучащую кушетку ТАО, настроенную в последовательности нот ТАО. Высокие ноты звучат на высоте груди, низкие-в поясничной области. Игра в нисходящей последовательности поддерживает нисходящий, воплощающий эффект.
  • Звуки металлофонов, колокольчиков и тарелок оказывают расслабляющий и ритмичный эффект благодаря их долгим отзвукам. Пациент может быть активно вовлечен, если он или она желает. Ритмичное чередование звучания и затухания стимулирует внутреннюю активность и оказывает расслабляющее действие.
  • Сама музыка процветает благодаря постоянному чередованию состояний напряжения и расслабления, включая последовательности движений, необходимые для создания звуков. Если пациенты смогут испытывать это чередование между центрированием и высвобождением при дергании за струны или игре на тарелках, это поможет им меньше чувствовать себя во власти своей боли.
  • Пение, предпочтительно в сопровождении лиры, может вызывать глубокие внутренние чувства, и его динамика должна быть адаптирована к соответствующей ситуации, т. е. оно всегда должно оставлять человека свободным. Пациенты с болью также могут испытывать облегчение, если их побуждают подпевать, сопровождая голосом терапевта и/или окутывая звуками сопровождающего струнного инструмента.

Это эмоциональное измерение боли, которое в первую очередь решается переживанием мелодичной музыки. Это уже происходит при прослушивании мелодии простых песен. Если пациент может подключиться к сообщению таких тонов, это может стимулировать внутренние процессы трансформации, которые могут оказать положительное влияние на собственную обработку пациентом болезни и часто способствуют облегчению боли.

  • Если пациент сам придумывает мелодию, “сочиняет” песню, это стимулирует творческие порывы, которые также могут освободить душу и облегчить боль.

Лечение боли всегда индивидуально. Таким образом, в одной ситуации это может быть обволакивающий жест, который особенно необходим, в другой это может быть стимуляция самовыражения- или и то, и другое.

Упражнение от боли:

  • Дыхание, расслабление
  • Упражнение Х.Руланда на лире – от тона к потоку сверху вниз или сниху вверх – плавный метаморфоз к расслаблению
  • Музыкальное движение – марш на 4 шага – взмах руками (дых.цикл) – свободный мах, пружинность, руки – крылья – импульс из груди, от ключицы – из области вдохновения.

Библиография

1 Мюллер-Буш С. Активная музыкальная терапия в хронике Шмерцена – теоретическая концепция Унтерсухунген цур Вирксамке. В: Бернацкий Г., Ликар Р., Вендтнер Ф., Венцель Г., Ауссервинклер М., Ситтл Р. (ред.) Nichtmedikamentöse Schmerztherapie. Комплексный метод в практике. Вена: Springer Verlag; 2007, с. 171-184.

2 Гао У, Вэй У, Ян Ш, Цзян Л, Ли Х, Дин Джей, Дин Г. Эффективность музыкальной терапии для неизлечимо больных пациентов: метаанализ и систематический обзор. Журнал по лечению боли и симптомов 2019;57(2):319-329. [Перекрестная ссылка]

3 Рейнхольд С. Музыкальная терапия для Стербенде. В: Трейхлер М. (ред.) Ден Синн де Тодес фассен. Mut zur Begleitung Стербендер. Штутгарт: Верлаг Урахаус; 2002.