Музыкальная терапия. Антропософский подход

История антропософской музыкальной терапии

Елена Горлова

Антропософская арт-терапия была разработана в 1920-х годах как часть антропософской медицины. Врач Ита Вегман (1876–1943) и философ  д-р Рудольф Штайнер (1861-1925) основали этот новый подход к медицине.  Их идея заключалась в том, чтобы медицина и арт-терапия работали вместе в так называемом «целостном системном подходе». Это дополнительная система здравоохранения, которая объединяет традиционную медицину и науку с целостной точки зрения. Она понимает человека как взаимодействие физического тела и жизненных сил, психики и духа. Жизненные силы оживляют и объединяют человеческое тело. Дух выражается в индивидуальности каждого человека и в равной степени отражается в его уникальном здоровье.

Идеи антропософской музыкальной терапии

Идеи антропософской музыкальной терапии (АнМТ), как и многие другие направления антропософской научной, педагогической и художественной деятельности, были заложены в докладах, лекциях, небольших ремарках Рудольфа Штайнера, где он, начиная с серии лекций «Сущность музыкального» в 1906 году гетеанистически рассматривает феномен музыкального как дар духовного мира человеку,  человечеству и истории. Далее, отвечая на вопросы после своих выступлений в 1920-21 году, в цикле лекций «Переживание тона человеком» и  лекции «Художественное в его мировой миссии» весной-летом 1923 года,  он  затрагивал вопросы дальнейшего существования и развития музыки, связи музыкальных и речевых элементов с физическим, душевным и духовным миром.

Р. Штайнер не говорил о терапии как таковой, но его глубокое, пристальное внимание к музыкальным элементам заставило музыкантов, которые были рядом, заняться внимательным исследованием их искусства, его связью с физическим, душевным и духовным существом человека и его влиянием на человека. Импульсы наблюдения, заложенные Штайнером, в дальнейшем проросли удивительным исследованиями и открытиями антропософских музыкантов и врачей. В атмосфере перемен, царившей в начале прошлого века, музыканты и врачи – первопроходцы искали новые способы взаимодействия с музыкой и пением.

Эдмунд Прахт

Самые первые шаги по пути музыкальной терапии сделали современники Штайнера музыкант Эдмунд Прахт (Pracht, 1898-1974)  и мастер Лотар Гертнер (Gärtner, 1902-1979). Вдохновленные идеями о поисках нового звука для более полного выражения духовного содержания музыки, они в 1926 году спроектировали и построили первую современную лиру (а в дальнейшем – еще много ее разновидностей), использование и cпособы игры на которой  Прахт описал в своем учебнике по игре на лире «Einfürung in das Leierspiel» в 1955 году. Лотар Гертнер основал в Констансе ателье по производству лир, которое работает по настоящее время.

Первые шаги

Шведская певица и педагог Вальборг Вербек-Свердстрем (1879–1972) исследовала тесную связь между человеком и музыкой для терапевтического применения на основе целостного понимания антропософии. Антропософское терапевтическое пение,  специальное терапевтическое направление Школы раскрытия голоса, было впервые разработано Вальборг Вербек-Свердстрем в сотрудничестве с Рудольфом Штайнером в течение 12 лет с 1912 по 1924 год. 

Соратница Штайнера, врач Ита Вегман поощряла изыскания и применение музыкально-терапевтических сеансов в своей клинике в Арлесхайме. Одним из важнейших вопросов, которым задался Эдмунд Прахт, было отыскание путей ко взаимодействию и развитию детей и взрослых с особыми потребностями, целительные подходы к которым наметил Штайнер в своем «Лечебно-педагогическом курсе» в 1924 г. Первые записи о систематическом терапевтическом применении музыки в лечебном образовании можно найти в конце 1920-х годов  в Зонненгофе (Арлесхайм, Швейцария). Это антропософское сообщество, которое включает в себя интернат и школу для детей, подростков и взрослых с особыми потребностями. В течение 1930-х и 1940-х годов музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни Зонненхофа. Эдмунд Прахт еще в двадцатые годы предпринял первые попытки сделать эту музыкальную область более доступной медицински ориентированному миру, но в то время он нашел мало откликов.

Карл Кёниг

Лечебное образование в сообществе «Кэмпхилл»

Лечебное образование практиковалось с людьми с особыми потребностями также в сообществе «Кэмпхилл», основанному в 1940 году в Шотландии. Его основатель, доктор Карл Кёниг (1902-1966) опубликовал статью «Музыкальная терапия в лечебном образовании» одновременно с созданием в 1958/1959гг. в Лондоне и Вене курсов по обучению музыкальной терапии.

Музыка была стала центральной частью повседневной жизни в общинах Кэмпхилл, например, на утренних и вечерних кругах, в школе, для того, чтобы разбудить детей утром и уложить их на ночь, на фестивалях и воскресных службах. Такое использование музыки было необходимо для создания музыкальной атмосферы в сообществе. Музыканты, работающие в этих сообществах, были описаны как харизматические личности, которые одновременно были практикующими музыкантами, учителями и терапевтами.

Таким образом, работа Кёнига и движение Кэмпхилл, оказали историческое влияние на развитие музыкальной терапии. Как врач, музыкант и антропософ Кёниг начал исследования уха, связи между слухом и движением, а также антропологических законов музыки. В 1958 году он провел в Кэмпхилле серию лекций на тему «Музыка и музыкальный опыт», записи которых можно найти в архиве Карла Кёнига, а также дальнейшие исследования Кёнига на тему «Музыка и музыкальная терапия».

Ганс-Генрих Энгель

Кёниг внес вклад в развитие антропософской музыкальной терапии и дал импульс для дальнейших исследований влияния музыки на жизнь и жизненную силу. Пауль Нордофф, Ганс-Генрих Энгель, Герман Пфрогнер и Мария Шюппель подхватили эти импульсы и развили их дальше в своих феноменологических исследованиях.

Развитие антропософской МТ в мире

В 1958 году Джульетта Элвин основала в Лондоне Общество музыкальной терапии и коррекционной музыки (Британская ассоциация музыкальной терапии). Также в 1958 году в Вене было основано Общество содействия исцелению музыкой (Gesellschaft zur Förderung der Musikheilkunde), и там же, зимой, 60 лет назад, начался специальный курс по исцелению с помощью музыки. (Oberegelsbacher).

Эта информация показывает, что два подхода – лечебное образование и лечебная терапия – слились воедино, чтобы действовать как основные движущие силы и основные факторы, влияющие на становление АнМТ в течение 20-го века.

Хайнер Руланд

Над развитием гетеанистического наблюдения за действием музыкальных элементов и терапевтического применения музыки начиная с 30-40 годов работали многие выдающиеся врачи и музыканты, передавая свои опыт и знания следующим за ними поколениям музыкальных терапевтов: Эдмунд Прахт, Анни фон Ланге,  Ганс-Генрих Энгель, Герман Пфрогнер, Хайнер Руланд, Мария Шюппель, Кристоф-Андреас Линденберг и многие другие.

Исследования музыкальной терапии

Карл Кёниг привлек к музыкально-терапевтическим исследованиям музыковеда из Мюнхена Германа Пфрогнера (1911-1988), который в начале 60-х годов вместе с врачом Гансом-Генрихом Энгелем (1921-1973), а также музыкальными терапевтами и эвритмистами работал над основами антропософской музыкальной терапии и музыкальными феноменами. При этом они стремились, прежде всего, ощутить и понять, как различные жизненные процессы проявляются в музыкальных элементах, тонах и интервалах.

В 1950-х годах музыка стала использоваться для более дифференцированного терапевтического вмешательства. В это время в Германии была опубликована первая антология отчетов об опыте музыкальной терапии под названием Musik in der Medizin (Teirich, 1958). В ней было обращение к врачам, терапевтам и “музыкантам, которые хотят быть информированными о новой области знаний” о поисках идей и новых способов применения на практике. Один из восемнадцати материалов, представленных в  статьях, был написан Карлом Кёнигом. Он постарался описать основы и практику антропософской музыкальной терапии, не прибегая к специальной анропософской терминологии, для того, чтобы эти идеи были понятны общественности. В своем вкладе в эту коллективную работу под редакцией Х. Тайриха Карл Кёниг описал, как сочиненная музыка связана с музыкальными элементами. Он объясняет, что сочиненную музыку можно сравнить с пищей для человеческой души. Точно так же, как человеку нужна диета или лекарства, чтобы вылечить его болезнь, музыка может быть терапевтической только через свои элементы, например, интервалы, гармонию, ритм, творчество. Карл Кёниг разработал методы музыкальной терапии для детей с особыми заболеваниями и опубликовал эти идеи.

Герман Пфрогнер

Ганс-Генрих Энгель и Герман Пфрогнер были двумя другими важными участниками разработки и применения АнМТ. Оба исследовали интервалы, например, в космологическом контексте. Энгель также предложил открытие связи между музыкальными элементами, планетами и органами человеческого организма.

В сотрудничестве с преданными ему музыкантами и всегда стимулируемым  детьми, нуждающимися в терапии, в течение 1960-х годов Энгель разработал «Музыкальную антропологию», зная, что она открывает новые возможности. Он призывал к великому чувству ответственности, моральной стабильности и самообучению терапевтов, которые работают с детьми и подростками. Автор этой работы более двадцати лет наблюдал действие музыки и ее элементов на детей, нуждающимися в душевном уходе. В результате был получен опыт, который указывал на отношения между медикаментозным лечением и музыкальными элементами.

Его работа в качестве врача и ведущей фигуры расширялась, поэтому он взял на себя руководство обществом Кэмпхилл Гленкрейг в Ирландии в 1960 году и провел там конференции о результатах и ​​проблемах своего исследования. Вскоре он отправился в лекционные туры в Голландию, Германию и Швейцарию. В некоторых местах он организовывал конференции и давал много рецептов на медикаментозную и музыкальную терапию детям, нуждающимся в душевной заботе. Интенсивное сотрудничество с местными музыкальными терапевтами развивалось на протяжении многих лет.

В начале 1960-х годов доктор Герман Пфрогнер (Hermann Pfrogner) продемонстрировал космическую связь между тонами TAO и четырьмя типами эфиров и привел их, согласно доктору Ваксмуту (Wachsmuth), через четыре тригона в отношения к зодиаку, а также подробно разработал теоретические и практические подходы к 7 жизненным процессам, исследованию жизни мира тонов и т.д.

Карл Кёниг

Первое предложение обратиться к «жизненным процессам» Пфрогнер получил от доктора К. Кёнига осенью 1963 года, после составления справочника интервалов по «внутренним движениям» весной 1962 года. Затем семь «врат» к «жизненным процессам» были впервые продемонстрированы двум врачам, доктору К. Кёнигу и доктору Г. Г. Энгелю, в рамках музыкального терапевтического рабочего совещания в «Christophorus», Bosch en Duin, Голландия, на Пасху 1964 года. После «приведения в движение» семи диатонических интервалов, открытие «мелодии в тоне» произошло через семь лет после начала работы, в январе 1970 года.

С момента первого практического использования антропософкая музыкальная терапия превращалась в самостоятельную, медико-психосоматическую форму терапии и получала все более широкое признание. Этому способствовал важный практический опыт, а также медико-научные исследования и различные публикации. В результате целостная терапия, особенно в области онкологии, стала намного более осознанной. Так, на примере больной раком, которая также страдала от тяжелой депрессии, Хайнер Руланд показывает, как на различных этапах лечения она могла постепенно возвращаться к «активизации потока жизненной силы внутри себя». Лечение выходит далеко за рамки общего, психологического, бодрящего и стимулирующего творческий эффект музыки, как это практикуется в других направлениях.

Развитие музыкальной терапии во второй половине 20 века

Во второй половине 20-го века можно обнаружить более активную музыкально-терапевтическую деятельность: основание ассоциаций, учебных центров, исследовательских центров, а также проведение международных конгрессов и публикация результатов.

Музыкальная терапия в психиатрии возникла в результате работы Марии Шюппель и ее взаимоотношений с врачами антропософских клиник. Были проведены интенсивные исследования связи между музыкой и человеческим организмом. Мария Шюппель (1923-2011), основательница и многолетний руководитель семинаров музыкальной терапии (“Musiktherapeutishe Arbeitsstätte”) в Берлине, по крайней мере, один раз участвовала вместе с Кенигом в конференции по музыкальной терапии в шотландском Кэмпхилле. В Берлине в 1965 году она прослушала лекции Карла Кёнига по лечебно-педагогической диагностике. Основанная ею школа выделялась последовательным феноменологическим исследованием музыкальных элементов со студентами.

Юлиус Книрим

В 70-80-х годах Юлиус Книрим (1919-1999), Юри Юриансе, Алоис Кюнстлер (1905-1991), Пер Альбум и многие другие музыканты основали движение «Choroi», которое при создании музыкальных инструментов уделяло особое внимание качеству звука. Шведская мануфактура “Auris”(Ярна) в настоящее время производит высококачественные инструменты разных видов для образовательных и терапевтических целей.

Огромное количество специальной литературы показывает, что музыка как форма терапии была «открыта заново» в последние несколько десятилетий, активно исследуется степень, в которой музыка может эффективно помочь людям в здоровье и болезни. Оказывается, рациональные точки зрения и/или интеллектуальные соображения не могут достичь сути музыки. Восприятие человеческого образа как совокупности тела, души и духа может быть объединено с ощущением того, что музыка – это не только материя различных высоких частот, но явление,  тесно связаное с душой, телом и духом человека.

В 1976-1986 годах в местечке Ошельбронн, в клинике внутренних заболеваний с 72 кроватями, наряду с другими немедикаментозными направлениями официально была введена музыкальная терапия. Эта больница была открыта в 1975 году благодаря многолетней подготовительной работе группы врачей, терапевтов, фармацевтов и естествоиспытателей, и она тесно сотрудничает с Институтом гетеанистических и фармакологических исследований им. Карла Густава Каруса, созданным той же исследовательской группой за год до этого (C.G. Carus, 1789-1869, Гетеанистический ученый, врач и художник). Этот институт имеет собственную компанию по производству лекарственных препаратов (Abnoba Pforzheim).

Хайнер Руланд, входивший в состав этой группы, пишет:

«Помимо разработки новых фармакологических основ, после открытия клиники эта группа исследователей столкнулась с необходимостью разработки приемов художественной терапии на основе строго гетеанистическо-феноменологического метода исследования. В этой работе, продолжавшейся годами, под моим руководством были феноменологически исследованы музыкальные элементы; эту художественную практику проводили врачи, ученые и представители других искусств, в результате чего, в дополнение к чисто слуховому опыту, под руководством опытных эвритмистов оказала особую помощь тон-эвритмия, а некоторые феномены опыта пришли к объективным доказательствам только из эвритмически пережитого движения. Кроме того, как музыкант, я смог получить много идей для моей собственной ежедневной музыкальной терапии с пациентами в рабочих процессах, на которых мы занимались так же феноменологическим методом Гете, вопросами изобразительного искусства, эвритмии, физиологии и биологии. Таким образом, практика музыкальной терапии и исследования Гете, которые выходили за рамки музыки, работали рука об руку. Это было дополнено регулярными отчетами – так сказать, обратной связью – об эффекте музыкальной терапии от лечащих врачей, медсестер и терапевтов (арт и физиотерапия) и еженедельными отзывами пациентов…

... В моем сотрудничестве в качестве музыкального терапевта с врачами не применялось никаких других методологических правил: я позволял им, по возможности, испытать соответствующие музыкальные элементы или, по крайней мере, описывал этот опыт; я также описываю, как именно пациент реагирует на определенные элементы и как он создает их в игре. Врач, обученный антропософско-гетеанистическому методу, обычно находит гармонию между своими наблюдениями за пациентом и моим музыкальным диагнозом, даже если у него нет ярко выраженной «музыкальной жилки» (напротив, у меня есть опыт, что врачам с музыкальными амбициями часто даже тяжелее, потому что они часто сталкиваются с музыкой недостаточно объективно и наблюдательно.)  Поскольку врач-гетеанист обучен смотреть не только на отдельные функции органа, но всегда следит за всем сложным взаимодействием функций и сил у людей, то он имеет возможность понять, как музыкальные элементы основываются на эмоциональном опыте в этом взаимодействии сил: например, ритмоподобные элементы в их отношении к живым метаболическим процессам вплоть до воспалительного растворения – и, в отличие от этого, тон, как музыкальное качество, более стойкий, формирующийся до склеротического отвердения. Таким образом, дальнейшие шаги развития музыкальной терапии между врачом и музыкантом могут быть рассмотрены и приняты совместно; часто даже врач получает совет о других терапевтических мерах от «музыкального диагностического» образа музыкального терапевта».

Антропософская музыкальная терапия сегодня

На сегодняшний день антропософская музыкальная терапия – это высокоразвитый подход к музыкальной терапии с особым обоснованием и работающий в рамках четких руководящих принципов по диагностике, лечению и оценке результатов. По недавним оценкам, антропософская музыкальная терапия проводится примерно 2000 терапевтами в 28 странах мира (2007). Однако из источников, собранных для этого обзора, будет сложно определить точное количество практикующих специалистов по АнМТ на международном уровне.

По всему миру проводится ряд тренингов и появилось большое количество практикующих профессионалов.

Обучение АнМТ в настоящее время доступно в США, Германии и Швейцарии, Украине, России. Однако, хотя этот подход включен как модель практики музыкальной терапии в немецкой литературе (Decker-Voigt & Weymann, 2009; Kasseler Thesen zur Musiktherapie, 2008), но в других странах это не обязательно так. В некоторых странах музыкальным практикам с антропософской подготовкой не разрешается использовать звание «музыкальный терапевт» (см. Intveen, 2010), потому что обучение АнМТ не одобрено государственной регистрацией в этих странах. Неясно, связано ли это с тем, что организации АнМТ подавали заявки на признание, которые не были успешными, или они не подавали заявку.

Антропософские учебные курсы музыкальной терапии в других странах:

Украина

Академия музыкальной терапии «Equilibrium» (С.Протасова), Киев

В Украине под руководством Голландского института арттерапии Вервель г. Цайст в 2003-2008 г.г. был начат подготовительный курс (феноменология, изгот. инструментов, телес. перкуссия, основы муз. человековедения и т.д.). Преподаватели  – Туули Песонен (Финляндия), Венди ван Дристен,  Иоланда Гроттендорст, Матейс Тедеман, Феннекен Франкен, Манфред Блеффард, Эстер Вис, Роб ван Аш, Катерина Коробова (Musiktherapeutische Arbeitsstätte, Берлин). Поступило на обучение почти 40 человек, закончило – около 20. Первый музыкально-терапевтический обучающий курс проходил с 2008 по 2010г., (Киев-Одесса-Харьков). Начали обучение около 20 человек, получили дипломы – 6. Таким образом образовалась Академия музыкальной терапии «Equilibrium»(Киев).

Второй курс обучения музыкальных терапевтов (2010-2014), организованный С.Протасовой, Л.Грининой при поддержке голландских и немецких преподавателей ознаменовался официальным утверждением профессии музыкального терапевта в украинском реестре специальностей.  В 2014 году выпустилось 6 человек.

Германия:

Anny-von-Lange-Schule – Государственная техническая школа музыкальной терапии на антропософской основе, возглавляемая Ритой Якобс. Ныне не существует.

Musiktherapy Arbeitsstätte, руководитель: Мария Шюппель, (ныне не существует в связи со смерью М. Шюппель)

Учебные курсы по антропософскому терапевтическому пению Томаса Адама начались в конце 1990-х годов на трех континентах при поддержке и одобрении Медицинской секции Гётеанума в Дорнахе, Швейцария, и сертификации Медицинской секции в США.

Голландия

Hogeschool Leiden  

Институт арттерапии Вервель г. Цайст

Швейцария:

Школа музыкальной терапии «Орфей»

США

Школа музыкальной терапии «Дорион», Гленмур, Пенсильвания, (Кристоф-Андреас Линденберг)

рассказывает Лаура Пифаретти