Музыкальная терапия. Антропософский подход

Антропософская музыкальная терапия в России

История АМТ с 90-х до наших дней

В России интерес к АнМТ возник в начале 90-х годов, с того момента, когда стала доступной информация о Вальдорфской педагогике и Антропософской медицине, когда появились первые ростки этих направлений в нашей стране. Отдельные энтузиасты начали переводить литературу, связанную с АнМТ, кому-то посчастливилось познакомиться с этим направлением «вживую», посещая антропософские центры в Европе.

Е.Нисневич, Т. Степанова, Е.Горлова

Гунхильд фон Крис 1994 год

В 1994 году в Москву приехала музыкальный терапевт Гунхильд фон Крис (Германия). Она привезла инструменты, используемые в музыкальной терапии, и которые смастерила сама  – это Тэхти-вирты из разных пород деревьев, лиры, звучащие палочки, гонги и др. Этот первый семинар был посвящен семи планетам и их музыкальному выражению через интервалы, звучание (в пении) гласных звуков, тон-эвритмию.

Гунхильд приезжала и проводила семнары в 1995-1997 гг. в Москве, и в других городах России. Певческая терапия, феноменология музыкальных элементов, изготовление музыкальных инструментов, интересные упражнения со звуком и движением, звучащим пространством, примеры из практики групповой и индивидуальной терапии – вот малая толика того, над чем велась работа.

1996-2000 год

В 1998 году  в Москве состоялся краткий семинар Риты Якобс – авторитетного музыкального терапевта, автора публикаций об антропософской музыкальной терапии (Гамбург, Германия). Она посетила лечебно-педагогические инициативы  в Москве,  том числе “Родник”, где познакомилась с музыкально-терапевтической практикой Елены Нисневич и детьми и дала очень ценные рекомендации для музыкальной  терапии в конкретных случаях. 

1996 – 2000 г.г. – проходил регулярный учебный семинар для музыкантов на основе вальдорфской педагогики. Этот семинар был организован  Ассоциацией в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и  Азии,  Московским  Педагогическим Государственным Университетом (Россия), Училищем искусств (г. Лахти, Финляндия). Координатором и основным преподавателем семинара была Тууле Песонен (Финляндия), музыкант, композитор, руководитель и преподаватель Училища Искусств. Организаторами и координаторами семинара с российской стороны – Нисневич Е.И., Смирнова Е.А.

Обучение вели: Эро Пелтонен (Финляндия), Брайан Мастерс (Великобритания), Хольгер Лямпссон (Германия), Тууле Песонен (Финляндия), Роб ван Аш (Нидерланды).

После успешной сдачи  заключительного экзамена в 2000 году  дипломы получили 18 человек.

Это образование задумывалось как база для  дальнейшего образования по специальности Антропософская музыкальная терапия в России.

Дальнейшее углубленное образование музыкальных терапевтов началось в Москве в 2001 году благодаря усилиям Елены Нисневич, организовавшей первый в России образовательный курс для подготовки музыкальных терапевтов при поддержке и в сотрудничестве с Musiktherapeutische Arbeitsstätte (Берлин), основанной Марией Шюппель (Maria Schüpple) в 1963г. и Медицинской Секцией Гетеанума (Швейцария). Целью этого курса являлось основание и развитие систематического образования по Антропософской музыкальной терапии в России. 

Образовательный курс в Москве 2001 год

Обучение вели специалисты из Европы и России:

  • Фройдис Лютнес-Маст – ведущий преподаватель и координатором курса со стороны европейских партнеров была – музыкант, музыкальный терапевт, лечебный эвритмист, уникальный специалист в лечебной тон-эвритмии, доцент Musiktherapeutische Arbeitsstätte, преподававшая в разных странах Европы.
  • Хайнер Руланд – музыкант, музыкальный терапевт,  композитор, автор монографий по исследованию музыки, музыкальных шкал, по теории и практике музыкальной терапии, много лет работал музыкальным терапевтом в клинике, расширяя арсенал новых инструментов  для музыкальной терапии.
  • Виола Хеккель – музыкант, музыкальный – вокальный терапевт, доцент Musiktherapeutische Arbeitsstätte, преподаватель музыкальной терапии в странах Европы, Америки, Японии. На протяжении 20 лет работала в Friedrich-Husemann-Klinik (психиатрическая Клиника) в Бухенбахе (Германия), последние годы работает музыкальным терапевтом в Klinik Arlesheim AG  (Швейцария).
  • Петер Фауш – музыкант, музыкальный терапевт, директор Musiktherapeutische Arbeitsstätte (Berlin), член совета EAAAT – European Academy of Anthroposophical Arts Therapies (EA).
  • Катарина Зеер – музыкант, музыкальный терапевт, имеет многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, в Кэмпхилле в Эстонии. После переезда в Германию проводит занятия по музыкальной терапии с детьми с психотравмой, посттравматическим синдромом и другими нарушениями когнитивной и коммуникативной сферы.

Лекции медицинского блока вели – к.м.н. Сергеев В.А, Чулкова Е.И., блок по педагогике и  лечебной педагогике – Сапончик Т.В.

Студентами Курса были музыканты из разных городов России, а также Украины. Начали обучение 20 человек.

Первый образовательный курс по подготовке музыкальных терапевтов и Хайнер Руланд.

В 2006 году по окончании обучения и успешной сдачи экзаменов, сертификаты квалификации “Музыкальный терапевт” получили  13 студентов.Первый образовательный курс по подготовке музыкальных терапевтов и Хайнер Руланд.

В результате положительного первого опыта  подготовки специалистов по АнМТ образовательный Курс получил статус Школы  “Гармония”.

С 2010 – 2014  года проходил второй международный образовательный курс по АнМТ. Продолжилось и сотрудничество Школы музыкальной терапии «Гармония» с европейскими коллегами.

Поступили на первый курс – 22 человека – музыканты, врачи, лечебные педагоги. К финальным квалификационным экзаменам были допущены 11 студентов. Все они успешно защитили свои дипломные работы, сдали инструментальный экзамен и получили сертификаты.

Второй обучающий курс Школы музыкальной терапии «Гармония» и Виола Хеккель.

Преподаватели на втором учебном курсе Школы «Гармония» были :

  • Фройдис Лютнес – Маст (Германия)
  • Виола Хеккель  (Германия, Швейцария)
  • Петер Фауш (Германия)

Медицинский блок – д.м.н. Томкевич М.С.,  многолетняя работа в клинике 4-го Управления делами президента, автор публикаций, руководитель Учебного центра.

Педагогический, лечебно-педагогический блок – Афонина И. – психолог, специальный психолог школы  №1060 г. Москва.

Нисневич Е.И, – музыкант, музыкальный – вокальный терапевт, руководитель Школы музыкальной терапии «Гармония», автор  публикаций о методе  музыкальной терапии, о направлении АнМт, о концепции образования музыкальных терапевтов и др. Большой опыт работы с детьми в лечебно-педагогических учреждениях, с пожилыми людьми с хроническими заболеваниями. 

Петрянкина Т.Е. – музыкант, музыкальный – вокальный терапевт, более 20 лет работы  педагогом музыки  вальдорфской школы №1060 (г. Москва), работа с детьми с тяжелыми нарушениями развития в Доме – интернате № 15, проведение коррекционно – музыкальных занятий с детьми с учебными, поведенческими проблемами.

Второй  выпуск Школы музыкальной терапии «Гармония»

Осенью  2020 года Школа музыкальной терапии «Гармония» начала свой новый образовательный  курс (третий поток). Поступили для обучения 15 человек – музыканты, врачи, лечебные педагоги.

В настоящее время в России работают более 25 сертифицированных антропософских музыкальных терапевтов. Они работают в разных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Сыктывкаре, Иркутске, Рязани, Костроме.

Выпускной концерт Школы музыкальной терапии «Гармония»

В России также практикуют специалисты, получившие свое образование и сертификаты в Украине (где организовано обучение АнМТ совместно с голландским институтом арттерапии Вервель г. Цайста).

Кроме сертифицированных специалистов в России работают музыканты, серьезно и глубоко погруженные в тонкости антропософского подхода. Особенно нужно выделить вокалотерапевтов, учеников Томаса Адама, Хольгера Лямпссона и Арнольда Мейса. Томас Адам, последователь Вальборг Вербек, один из ведущих вокалотерапевтов Европы проводит занятия в России много лет подряд. Его последователи в России используют приемы и методы вокалотерапии в педагогической и терапевтической практике.

Музыкальные терапевты в различных организациях

Музыкальные терапевты работают в различных организациях: в вальдорфских школах и детских садах, в центрах развития детей; с беременными женщинами и молодыми мамами, с пожилыми людьми и подростками. Проводят индивидуальные и групповые занятия. Частная практика – распространенное явление в среде музыкальных терапевтов. К сожалению, сотрудничество с врачами и другими терапевтами, коллегиальная работа (междисциплинарное обсуждение пациента), в России встречается нечасто. В больницах, как правило, не предусмотрены вакансии арт-терапевтического и, в частности, музыкально-терапевтического направления, хотя в последнее время не редки случаи музыкального волонтерства, которое допускают в лечебные учреждения, или научно-исследовательского интереса врачей, приглашающих музыкальных терапевтов к сотрудничеству. Но есть область, где музыкальные терапевты востребованы. Это лечебная педагогика и социальная терапия. Школы для детей, требующих особого душевного ухода, центры социальной реабилитации нуждаются в образованных музыкальных терапевтах.

Четырехгодичный курс подготовки АнМТ под руководством Татьяны Степановой.

Поэтому Образовательным центром им. Иты Вегман (лечебная педагогика) при поддержке фонда «Лемниската» был организован четырехгодичный курс подготовки АнМТ под руководством Татьяны Степановой. Преподавателями стали не только опытные музыкальные терапевты из Германии и Голландии, но и выпускники Школы «Гармония». Курс проходил с 2009 по 2013 год. Закончили его 8 человек. Это практикующие музыкальные терапевты, работающие в сфере лечебной педагогики и социальной терапии (не сертифицированные).

Отвечая на запрос практиков, работающих в сфере лечебной педагогики (в России и Армении), в Москве был организован и стартовал в январе 2020 года новый долгосрочный образовательный проект на базе центра социальной реабилитации «Турмалин». Студенты этого курса будут иметь государственный диплом по специальности «Музыкальная терапия»

Конференции антропософских музыкальных терапевтов

Выпускники обучающих курсов предложили организовать ежегодные встречи – Конференции антропософских музыкальных терапевтов. При их подготовке выбирается актуальная тема и приглашаются специалисты: врачи, лечебные педагоги, эвритмисты, арт-терапевты.

 Первая конференция в 2014 году была посвящена теме «Дыхание – врата музыкальной терапии». На этой встрече с обширным и содержательным докладом выступил антропософский врач к.м.н. В. А. Сергеев, принимала участие Л. В. Шпак (эвритмия). Вторая конференция была посвящена «Курсу лекций по лечебной педагогике» Р. Штайнера, в которой участвовали опытные лечебные педагоги. Следующие встречи были посвящены темам: «7 жизненных процессов», «Эволюция сознания и музыка», «12 чувств», «Работа музыкального терапевта с последствиями психотравмы», «Ритм и тон в диагностике и терапии», «Планетарные звукоряды. Феноменологические исследования», «Тао: музыкально-космический феномен».

Доклад к.м.н. В.А. Сергеева

В этих встречах активное участие принимала Катарина Зеер, опытный музыкальный терапевт из Германии. В разное время к работе конференций подключались врач к.м.н. Евгения Сергеева, к.псхл.н. Аида Айламазян, физиолог, лечебный педагог, психотерапевт Зинаида Левина и другие специалисты.

Конференция АнМТ 2018 года.

Антропософские музыкальные терапевты открыты к внешнему миру, участвуют в международных Конгрессах («Психическое здоровье ХХI век», «Дети в душевной беде. Травмапедагогика»), симпозиумах, конференциях; публикуют статьи в научных сборниках.  (Важно отметить, что в России в настоящее время профессия «Музыкальный терапевт» не значится в реестре специальностей, и это имеет как положительные, так и отрицательные стороны). 

В просветительских целях организуются ознакомительные встречи с людьми, интересующимися АнМТ (например, «Прикосновение к музыкальной терапии» в центре «Турмалин» в Москве). В других городах тоже наблюдается живой интерес к музыкальной терапии, проводились ознакомительные семинары в Государственном университете г.Пенза, в г. Кирове, г.Екатеринбурге.

Открытая конференция по антропософской музыкальной терапии  

состоится 4-6 ноября 2022