Музыкальная терапия. Антропософский подход

Встреча музыкальных терапевтов в центре Турмалин

8-10 марта 2024 года в центре “Турмалин” состоялась встреча музыкальных терапевтов. Она была посвящена 101-ой годовщине лекций Рудольфа Штайнера “Переживание тона человеком”, прочитанных  7 –  8 марта 1923 года в Штутгарте и 16 марта 1923 года в Дорнахе. Эти лекции были адресованы учителям музыки  Первой Вальдорфской школы. Для нас, музыкальных терапевтов, они являются базой, основой нашей работы, неизменным импульсом в поисках новых путей и неожиданных находок. Идея проведения такой встречи принадлежала Елене Ивановне Нисневич, и мы с энтузиазмом приняли ее предложение.

Наша встреча началась с небольшого экскурса в историю вопроса. Своими  личными воспоминаниями и впечатлениями от первого знакомства с этим текстом  поделились “старожилы” антропософской музыкальной терапии. Дальше мы подробнее  погрузились в содержание лекций, дошедших до нас благодаря сохраненным стенограммам. 

Тема триединства музыки и триединства человека подробно раскрывается в этих докладах. Мы работали с этой темой в трех малых группах, пытаясь углубиться в смысл откровений доктора Штайнера. Позже мы вместе обсудили результаты групповой работы. Мелодия, гармония и ритм – основные элементы музыки –  напрямую связаны с трехчленностью человека. Те же связи наблюдаются, когда мы рассматриваем музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. В музыке ярко проявляется принцип божественной трехчленности.  

Музыка и возраст –  один из главных вопросов, стоящих перед учителем музыки.  Штайнер подробно раскрывает особенности душевного состояния детей разных периодов взросления. Участникам встречи было предложено сочинить песни для детей разного возраста, ведь творческая работа всегда вызывает энтузиазм. В результате мы услышали три композиции: нежную песенку в сопровождении пентатонической лиры для дошкольников, бодрую песню в настроении кварты для младших школьников (в сопровождении двух смычковых инструментов) и трехголосный канон, построенный на трезвучии для более старших детей. Музыка собственного сочинения в настроение квинты, кварты и терции прозвучала в нашем кругу.

Во второй лекции 8 марта 1923 года Штайнер подробно раскрывает суть музыкальных интервалов, основных элементах музыки. В музыкальной терапии интервалы часто становятся важными  “музыкаментами”. Чтобы их глубже понять, важно не только услышать, пропеть или сыграть на инструменте, но и пережить интервалы в движении, эвритмически. Наталия Борисовна Жарова, музыкант, эвритмист, педагог, помогла нам в вжиться в существо интервалов через движения по формам, предложенных Штайнером. Для некоторых наших коллег такая работа явилась настоящим откровением.

Позже мы попытались исследовать, как связаны движения, жест и поза человека в пространстве с особенностью его  внутреннего состояния и стадией развития душевной жизни (эволюция сознания). Мы исследовали три культурные эпохи: Египет, Античность и Новое время. 

Египет, эпоха квинт: откинутые назад, полные достоинства головы египетских фараонов с   блаженными улыбками  поражают своим спокойствием,  открытостью невидимому духовному миру. Совсем другое переживание возникает при созерцании греческих статуй классического периода. Движение вперед, перенесение центра тяжести на переднюю часть  стопы рождают ощущение неустойчивости и готовность к изменению позиции. Культура Рима демонстрирует другие качества: устойчивость, тяжесть, заземление. В античности мы встречаемся с различными переживаниями кварты: в одном случае –  поиск, исследование (душа рассудочная) и самоутверждение в другом. Наблюдения за движениями и позой наших пациентов, вживание в их состояние  помогает терапевту в диагностике  и в поиске терапевтических средств. 

В эпоху терции происходит погружение эмоциональных переживаний внутрь человека, его душу. Это проявляется в музыке как мажор и минор (большая и малая терции). Связь настроения с дыханием, основным жизненным процессом человека, важна для музыкального терапевта.

Особое место в нашей работе занимают феноменологические исследования элементов музыки. В этот раз по предложению Елены Горловой из Петербурга мы вслушивались в три кварты: чистую, увеличенную и натуральную. Это была глубокая сосредоточенная работа, приоткрывшая нам особенности этих интервалов. Позже мы узнали, что писал о квартах Хайнер Руланд, музыкальный терапевт, композитор и исследователь музыки. Слова Руланда вдохновляют на более глубокие исследования и эксперименты в музыке.   Натуральную кварту мы постарались услышать и спеть в раннехристианских песнопениях. Этот интервал не используется в академической музыке, но в некоторых старинных народных песнях он звучит. 

Татьяна Степанова

Третий день был посвящен взаимодействию музыкальных терапевтов с врачами.  Сама постановка этого вопроса выявила проблемы, с которыми мы сталкиваемся в наше время, в наших условиях. Да, нам всем не хватает делового сотрудничества с врачом, междисциплинарных консилиумов, разработанных на Западе в антропософских клиниках. Однако, и у нас есть примеры сотрудничества различных специалистов. Евгения Сергеева, антропософский врач, поделилась с нами опытом междисциплинарного консилиума, который регулярно проводится в лечебно-педагогической школе “Святого Георгия” (к сожалению, без музыкального терапевта). Обстоятельства складываются таким образом, что сотрудничество врача и музыкального терапевта становится возможным благодаря личной инициативе специалистов. О таком опыте и рассказали Евгения Черняева, музыкальный терапевт из Нижнего Новгорода, и наш московский доктор, Евгения Сергеева. Их сотрудничество только начинается, но этот позитивный опыт вселяет надежду на развитие будущем.

В конце встречи состоялся разговор в кругу с подведением итогов, рефлексией. Участники поделились своими впечатлениями, рассказали о новых открытиях в трудах Рудольфа Штайнера. Отметили важность стремления к целостности в понимании человека, целительному единению искусства и науки в нашей работе: “…существует один источник и из него происходят познание, искусство, религия, “- говорил Р. Штайнер в третьем докладе.

Закончилась встреча музыкальным подарком:  мы услышали  звуки новых для нас ударных инструментов и сами поиграли на билах, принесенных Наталией Борисовной Жаровой. Их звук, богатый обертонами, наполнил пространство живительной силой. С благодарностью и пожеланием новых встреч завершилась наша совместная работа.

“Мы хотим, чтобы дух, который, как зерно, заложен в нас, расцвел, принес плоды и помог вновь обрести богов”.  (Рудольф Штайнер)

Татьяна Степанова