Музыкальная терапия. Антропософский подход

Школа музыки для взрослых

Школа музыки для взрослых начала работу осенью 2018 года и базируется на антропософском изучении музыкальных элементов методом феноменологического наблюдения. В марте 2022 года состоялся первый выпуск студентов.

Школа работает на базе Центра искусства воспитания г. Санкт-Петербурга (пр.Кима, д.1) и имеет педагогическую направленность, но открыта для любого человека, желающего погрузиться в мир музыкальных звуков.

Сессии организованы во время школьных каникул, для того, чтобы у учителей и воспитателей была возможность учиться, не нарушая учебный процесс. Осенний блок: – 6 дней, зимний – 5 дней, весенний – 6 дней, летний – 10 дней.

Программа школы

Цель обучения – помощь и обучение педагогов-практиков пониманию духовной наполненности и воздействия музыкальных элементов, исторических стилей и индивидуальных особенностей музыки отдельных композиторов и произведений, особенностей и задач развития детей и подростков; возможностей применения музыки в процессе становления личности ребенка. Задачи обучения: ознакомление слушателей с теоретическими основами изучаемых предметов, а также освоение необходимых практических навыков  и умений.

Программа состоит из различных курсов, необходимых для образования квалифицированного специалиста (вальдорфского учителя музыки, классного учителя, воспитателя детского сада). Это в первую очередь, предметы, связанные с музыкой и музыкальной педагогикой. Также в Программу включены дисциплины, связанные с антропологией: основы  анатомии,  физиологии, медицины, психологии, биографических законов развития человека. Важной и обязательной частью программы являются предметы сопутствующих искусств: живопись, лепка, эвритмия, искусство речи, основы специальной (лечебной) педагогики.

Программа имеет практическую направленность и предусматривает помимо аудиторных занятий, описанных в Программе, основательную самостоятельную работу студентов, необходимую для приобретения профессиональных навыков педагога-музыканта  В обучении слушателей применяются современные методы и методики, развивающиеся в нашей стране и за рубежом для более эффективной подготовки специалистов.

Предлагаемый курс обучения предназначен для лиц с высшим или средним образованием, непосредственно работающими с детьми, подростками и/или взрослыми в социальных заведениях,  детских садах, школах. Отсуствие музыкального образования не является препятствием к обучению при условии самостоятельного восполнения недостающих навыков и требует более интенсивной работы студентов.

Описание профессии

Профессия преподавателя музыки в общеобразовательной школе в наше время не относится к разряду наиболее престижных и высокооплачиваемых. Но рассматривая бытование музыки в стенах вальдорфской школы, пронизанность ею всех учебных и воспитательных процессов, мы можем видеть, как с ее помощью формируется особый, гармоничный, светящийся образ ребенка,  как рождается для будущей жизни творящая, волевая, свободная личность. Повышенное внимание к проблеме здоровья детей и подростков с одной стороны, а с другой – постепенное осознание  целительных и воспитывающих свойств искусства вообще и музыки в частности является поводом к углубленному изучению и внедрению музыки в учебно-воспитательный  процесс.

Данная профессия предполагает наличие у человека таких качеств, как обостренная способность к наблюдению, гибкое творческое мышление, способность к эмпатии, креативность. Знание основ психологии, физиологии, законов биографического развития, специальной (лечебной) педагогики необходимы для понимания особенностей развития каждого ребенка или взрослого.

Безусловно, начало изучения музыкального искусства во взрослом возрасте несет в себе некоторые ограничения, например, в овладении музыкальными инструментами в силу возрастных изменений организма, и не приведет студента к концертному исполнительству, но при должном качестве и количестве занятий взрослые люди способны стать прекрасными музыкантами, тонко чувствующими и умеющими передать другому человеку навыки слышания и исполнения музыки.  Каждый специалист должен хорошо владеть своим голосом,  играть (не виртуозно, но художественно) на музыкальных инструментах, уметь импровизировать.

Музыкальное образование в своей значительной части является практическим, поэтому систематическая работа в течение всего времени обучения обязательна и является важнейшей формой обучения. Без этой практики студенты  не имеют возможности выполнить самостоятельные работы, связанные с конкретными заданиями. Более того, без постоянной практики все полученные знания остаются в пассивной форме. Опыт показывает, что традиционная форма обучения педагогов, при которой студентам даются сначала теоретические знания, затем методики, и только затем короткие практики, является малоэффективной. Поэтому предлагаемая форма обучения представляется нам наиболее оптимальной, учитывающей конкретные требования, предъявляемые к специалистам в области музыкальной педагогики .

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

  1. Теория музыки.  Феноменологические исследования отдельных элементов музыки, их связь с психической и физической конституцией человека.
  2. Музыковедение. История музыки и эволюция сознания человека.
  3. Антропология: принципы развития человека, воспитание ребенка , опирающееся на знание закономерностей развития.
  4.  Биографические законы судьбы человека.
  5. Основы специальной педагогики. Лечебная педагогика. «Общее учение о человеке» Р. Штайнера.
  6. Основы анатомии и физиологии
  7. Программа вальдорфского детского сада и школы.

Практические занятия

  1. Пение. Раскрытие голоса, вокалотерапевтические упражнения (по В.Вербек). Вокальные импровизации. Пение в ансамбле, хоре. Навыки хорового дирижирования.
  2. Игра на инструментах. Обучение игре на духовых инструментах (блокфлейтах). Обучение игре на лирах. Обучение игре на ударных инструментах. Инструментальная импровизация. Игра в ансамбле и оркестре. Навыки управления инструментальным коллективом. Навыки инструментальной аранжировки. Подбор аккомпанемента.
  3.  Телесная перкуссия. Двигательно-ритмические упражнения.  Музыкальное движение. Танец. Театр.
  4.  Эвритмия.
  5.  Живопись. Лепка.
  6.  Искусство речи.
  7.  Мастерские по изготовлению музыкальных инструментов.

Преподаватели школы

Горлова Елена Валентиновна (Санкт-Петербург), музыковед (Новосибирская Государственная консерватория, 1990), музыкальный терапевт (Киевская Академия музыкальной терапии «Equilibrium», 2014), преподаватель музыки в Вальдорфских школах СПб.

Власова Алла Александровна (Смоленск) – преподаватель вокала и хора, специалист по методике Вербэк-пения.

Ижикова Ирина Анатольевна (Ростов-на Дону), преподаватель музыки Вальдорфской школы г. Ростова-на-Дону, музыкальный терапевт (Киевская Академия музыкальной терапии «Equilibrium», 2008г.), специалист по вальдорфской педагогике, элементарной терапии.

Христова – Мышкина Анна Викторовна (Москва-Монино) – музыкальный педагог, практикующий музыкальный терапевт, ведущая  семинаров для родителей с инклюзивными детьми, групп оздоровительной практики (на основе методов антропософии),   курсов повышения квалификации на базе Уральского педагогического Университета по программе «Инклюзивная педагогика» для преподавателей музыкальных школ в г. Екатеринбурге,  директор (заведующий) МБУК “Андреапольский дом культуры” Хотилицкого филиала (Тверская область).

Преподаватели по живописи, лепке, эвритмии, искусству речи – из Санкт-Петербурга.